вторник, 19 сентября 2017 г.



Реализация концептуальных идей в образовательной области «Искусство»


                                        Ребёнку должно даваться образование,
                                        которое способствовало бы его общему
                                        культурному развитию и благодаря
                                        которому он мог бы на основе равенства
                                        возможностей развивать свои способности
                                        и личное суждение, чувство моральной и
                                        социальной ответственности и стать
                                       полезным членом общества.
                                             Декларация прав ребёнка

Системно-деятельностный подход ‑ это основа образовательных стандартов сегодняшнего дня? Требует ли жизнь в современных условиях изменений в образовательной отрасли «Искусство»? Правильно ли, что хорошее обучение ‑ то, которое нацелено только на прочные знания? На эти и другие вопросы получили ответы слушатели курсов повышения квалификации по темам:«Развитие профессионального мастерства учителя предметов художественно-эстетического цикла» (руководитель Лобынцева С.Н.) и «Инновационные технологии обучения музыкальному искусству в контексте нового образовательного стандарта» (руководитель Манейчик М.В.).
Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации обновляется каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен владеть определёнными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять художественно-творческую деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться брать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах Интернета. Да и для работодателя сегодня важно не только наличие у работника  определённjuj образованиz, а и уровень квалификации, владение теми или иными компетенциями.
Кто же, как не школа, призвана развивать способности школьника реализовываться в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных ситуациях.
Задача художественно-эстетического образования сегодня состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Ребёнок должен стать не только потребителем произведений искусств, а и их соавтором. Этой задаче адекватен деятельностный подход обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную, художественно-творческую деятельность. А деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, ‑ это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашёл своё отражение в стандарте общего образования Донецкой Народной Республики, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество. Формирование личности ученика, продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на раскрытие нового знания». «Я слышу – я забываю, я вижу – запоминаю, я делаю – я усваиваю», ‑ гласит китайская мудрость.
Системно-деятельностный подход предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретённые знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребёнка как проекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: определить цели, решать задачи, отвечать за результаты деятельности. С технологией системно-деятельностного подхода слушателей курсов познакомила учитель-методист МОУ «Специализированная школа № 115 г. Донецка» Полтавцева Л.В. ‑«Использование мозаики при изучении темы «Городской ландшафт». В ходе дискуссии слушатели курсов обобщили и систематизировали теоретические положения о системно-деятельностном подходе в обучении, выработали рекомендации по его применению в практике и пришли к выводу, что качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».




Комментариев нет:

Отправить комментарий